Самый скоростной транспорт
Дата публикации: 16.02.2024 14:58:10Циклично-поточная технология, или иначе ЦПТ – совокупность всего конвейерного транспорта на разрезе “Ангренский”. Линии конвейеров длиной около пяти километров, словно паутина, опутывают всю территорию разреза, и, благодаря такому виду транспорта, снятые вскрышные породы и добытый в забоях уголь быстро, со скоростью более пяти метров в секунду, едут по транспортерным лентам до отвалов и бункеров.
Действительно, конвейерный транспорт является самым скоростным на разрезе, и работает он от электричества.
На двух верхних горизонтах разреза полным ходом идут вскрышные работы. И тут же мелодично шуршат транспортерными лентами и постукивают роликами конвейеры. Неутомимо и стремительно они несут на своих спинах тяжкий горный груз...
53-й участок вскрышного направления разреза “Ангренский” возглавляет молодой начальник Эшкувват Сариев, специалист с большим опытом работы, человек требовательный, но при этом справедливый, прекрасный наставник и товарищ.
На вопрос, как работал участок в истекшем 2023 году, он ответил, что было снято и перевезено 700 тыс. кубометров вскрышных пород, что протяженность конвейерных линий на участке достигает 2 350 метров, а работают здесь 150 человек – все мужчины. Участок, которым он руководит, самый большой на разрезе, и в настоящее время ведутся ремонтные работы на 600-метровом участке конвейерной линии № 3.
– Слишком сложна и тяжела работа здесь, но без женщин все-таки скучно! - шутливо признается начальник Эшкувват Сариев. - За скорость передвижения нужно платить, потому и поломки конвейерных линий совсем нередки. Виноваты щебенка, песок, крупные булыжники, твердые куски каолина, известняка и прочие негабаритные фрагменты горной породы, которые попадают в механизм системы несущих роликов, по которым движется резинотросовая транспортерная лента. Острые камни портят полотно лент, отчего на нем возникают глубокие порезы и даже дыры, несмотря на то, что эти ленты в 5-6 сантиметров толщиной. Если пропускать подобные булыжники, они вполне могут стать причиной серьезной поломки.
Привести в порядок участок конвейерной линии протяженностью даже в несколько десятков метров – не шутка, без подъемного крана и множества рабочих рук тут не обойтись! Увесистые скатки отслуживших свой срок транспортерных лент, не подлежащих ремонту, складируются на специальных открытых площадках. А одна такая скатка весит не меньше пятнадцати тонн и требует подъемного крана. Если лента подлежит ремонту, к нему приступают мастера-вулканизаторщики – латают порезы, дыры и иные повреждения.
В ходе замены или ремонтных мероприятий земельные конструкции, или секции конвейера обслуживает специальная бригада рабочих. Они занимаются очисткой секций от приставшей глины. По дну траншеи змеится толстый электрический кабель. Иногда в ремонте или ревизии нуждаются электродвигатели, управляющие лентами.
На участке работают представители следующих профессий: машинисты дробильной установки, перегружателей, отвалообразователя, экскаваторов, автокранов, электромеханики по АСУ (автоматическая система управления), горные мастера, вулканизаторщики, слесари-гидравлики, электрослесари по ремонту горного оборудования.
Северный углеход – конвейерная линия, которая позволила горнякам разреза значительно уменьшить число перевозок транспортом на колесном ходу добытого угля из забоев. Такая мера сберегает дизельное топливо, ведь конвейер и быстрее, и экономичнее. Кроме него, еще несколько линий действует на территории Северного борта, по соседству с забоями основных добычных участков. Уголь поступает из забоев прямо на транспортерную ленту конвейера и – прямиком в углеприемник.
Также проще и дешевле добывать и вывозить с помощью конвейерного транспорта попутные полезные ископаемые, такие, как каолин. Но скорость и качество его добычи напрямую зависят от степени исправности технических средств.
Рациональный подход директора разреза “Ангренский” Александра Корчагина проявился в закладке дробильного комплекса, который на вскрыше выполняет очень важную функцию: дробит и измельчает валуны и булыжники, которые встречаются в галечнике на каждом шагу. Александр Михайлович в свое время предложил начать строительство новой конвейерной линии, доходящей до границ внешнего отвала.
Полученная щебенка идет на ремонт технологических дорог в котловине разреза. Машинисты дробильной установки пропускают через нее породу, и агрегат с невероятным грохотом измельчает всю эту горную “кашу”. Далее следует отсыпка грунта, сортировка и помещение во внутренний отвал. Крупные валуны весом в несколько сотен килограммов и обломки камней с острыми краями идут на выброс: экскаватор отделяет их ковшом и отбрасывает в сторону.
Но дробилка на участке – это и большая, без преувеличения, проблема. Она на гусеничном ходу и внушительных размеров, внешне похожа на экскаватор, только без ковша. Однако приходится ее чинить чуть ли не постоянно, потому что общий показатель прочности горной массы, которую снимают карьерные экскаваторы, здесь очень высокий.
На участке работают два экскаватора – ЭКГ-8 и ЭШ-10, шагающий, по годам уже “старичок”, но свою функцию выполняет исправно. Кроме дробилок, имеются перегружатели, отвалообразователь, магистральные и забойные конвейеры.
– Одним словом, хозяйство большое, - соглашается заместитель начальника участка Тулкин Валиев. – Ремонтных мероприятий иногда бывает столько, что хватит на несколько недель вперед. Поэтому нельзя не сказать слов благодарности за помощь директору разреза Александру Корчагину, а также опытным специалистам, давно работающим на предприятии: горным мастерам Нуриддину Хунарову и Джамшиду Нормурадову, механикам Айбеку Бегматову, Элмураду Рахову, Илхому Турсунбаеву, Музаффару Газиеву. У нас хватает и молодых, перспективных специалистов с высшим и средне-специальным образованием, на опыт которых вполне можно положиться. В числе них – помощник машиниста экскаватора Джамшид Касимов, дублирующий мастер Абдужалол Хатамов и горный мастер Мирсаид Юсупов, окончившие Алмалыкский горный университет.
Задача вскрышников - выполнить годовой план по снятию и вывозу вскрышной горной массы. А это полтора миллиона кубометров! Поэтому понимаешь, насколько почетно иметь дело с матушкой-Землей, осознаешь, какой же это непередаваемо тяжелый труд, но невольно при этом испытываешь эстетическое удовольствие от любования колоссальными масштабами человеческой деятельности...
Диана АНДРЕЕВА
Комментарии
Последние новости:
Поздравление с праздником А.М.Каюмова, председателя Объединенного профсоюзного комитета
Читать
Праздничное поздравление генерального директора АО «Узбекуголь» Владимира Владимировича Кузнецова
Уважаемые работники угледобывающих предприятий! Шахтер – одна из самых героических мирных профессий. Люди, посвятившие свою жизнь шахтерскому делу, ежедневно совершаю...
Читать